Версия для слабовидящих

Ульяновск — город трудовой славы

В годы Великой отечественной войны Ульяновск стал местом эвакуации промышленных предприятий из разных городов нашей страны.

Самым крупным эвакуированным предприятием стал автомобильный завод имени Сталина из Москвы. К осени 1941 года в связи с угрозой, нависшей над столицей, было принято решение о полной эвакуации завода. Пунктами размещения завода стали гг. Щадринск, Троицк, Челябинск и Ульяновск. По этим адресам и было направлено 12800 единиц оборудования, для перемещения которого потребовалось 7708 вагонов и платформ. Поступающее оборудование первоначально размещалось на складах Государственного Таможенного Управления. Они представляли собой дощатые и кирпичные строения барачного типа, расположенные вдоль двух железнодорожных веток в Киндяковке. Прежде всего предстояло освободить складские помещения, доверху набитые тяжелыми слитками дорогих сплавов, сотнями килограммов натурального каучука, ящиками с лекарствами. Эту работу нужно было проделать в считанные дни, чтобы не задерживать размещение прибывающего оборудования. Эвакуация и размещение ни одного из прибывших в Ульяновск предприятий не были сопряжены с такими усилиями и не требовали такой самоотверженности и героизма. Эшелоны из Москвы прибывали с интервалами в 2-3 часа. Разгрузка велась и днем, и ночью, бригады работали по 12 часов, большая часть многотонных машин была выгружена и доставлена в большие пакгаузы вручную - при помощи стальных листов, деревянных катков, тросов и веревок.  20 октября 1941 года в город прибыли и руководители и работники будущего Ульяновского автозавода. Основные кадры завода состояли из работников, направленных из Москвы. Их было 1500 тысячи человек во главе с назначенным директором Шварцбургом П.И. Директор со своими помощниками занимался размещением рабочих. Эвакуированных «зисовцев» разместили в Лаишевке, Баратаевке, Арском, Кременках и других сёлах. Ряды москвичей пополнила ульяновская молодёжь.

В начале 1942 года началось строительство новых корпусов в Засвияжье. Были использованы расположенные в том же районе недостроенные цеха завода авиационной промышленности. 15 мая 1942 года приказом директора завода было объявлено: «Считать действующими следующие цеха автозавода: МСЦ-1, МСЦ-2 (механосборочные), цех нормалей, ЦСИА (цех сборки и испытания автомобилей), инструментальные первый и второй, термический с отделением металлопокрытий, механомонтажный и железнодорожный».

Даже непосвященному человеку такие темпы могут показаться маловероятными. Уже в апреле 1942 года начался выпуск автомашин ЗИС-5В, в октябре 1942 года состоялся пуск главного конвейера, с которого к концу 1943 года сходило по 80-100 машин в сутки. В 1943 году удалось собрать 4,2 тысячи машин ЗИС-5В и несколько сотен трехосных грузовиков-вездеходов «Студебеккер-ЮСб-62». Завод также выпускал детали и заготовки для снарядов и мин.

22 июня 1943 года было принято решение о строительстве в Ульяновске автомобильного завода. Исполком выделил за рекой Свиягой 200 га земли под промышленную и жилищную застройку. Завод был построен в кратчайшие сроки. Именно строительство предприятия положило начало самому крупному району города – Засвияжскому, главную улицу которого назвали Автозаводской. Первый собственный автомобиль-дизельный грузовик УльЗИС-253-Ульяновский автозавод выпустил в 1943 году. Эта 3,5- тонная машина по экономности двигателя и динамическим качествам не уступала американскому «Студебеккеру», за что и получила высокую оценку специалистов.

МКУ «Ульяновский городской архив»
Подготовлено по материалам музея
Ульяновского автомобильного завода

Яндекс.Метрика