Версия для слабовидящих

Ульяновский автозавод

В первые месяцы Великой Отечественной Войны Государственный Комитет Обороны СССР принимает решение об эвакуации из Москвы в Сибирь, на Урал и на Волгу ряда крупных предприятий. Среди них – Московский автомобильный завод имени Сталина (ЗиС). В августе 1941 года в Ульяновске отправляют группу специалистов, которая должна была определить место для размещения завода. Такое место нашли на высоком берегу Волги – там, где находились здания складов Государственного таможенного управления.

(склады главного таможенного управления 1941 год)

С первого трудового дня закипела работа, необходимо было освобождать складские помещения, разгружать платформы, монтировать оборудование. Работали по 12 часов и днем, и ночью – при свете костров.

(коллектив механосборочного цеха в 40-е гг.)

Всего за два с небольшим месяца в тыловом Ульяновске удалось наладить новое производство, и уже к началу 1942 г. цех боеприпасов (инструментальный № 2) под руководством начальника К. И. Протопопова дал первую продукцию – авиационные снаряды.

Коллектив этого цеха стал одним из лучших в стране и не раз получал благодарности от правительства. Основные кадры завода на первых порах состояли из москвичей. Их было полторы тысячи во главе с директором – П.И. Шварцбургом, работавшим на московском ЗИСе главным инженером.

(П.И. Шварцбург)

30 апреля 1942 г. работники цеха сборки и испытаний автомобилей под руководством начальника А.К. Воробья собрали свой первый автомобиль ЗИС-5, через два месяца производство этих автомобилей возросло до 20-30 штук в месяц. К концу 1942 г. на фронт было отправлено 1893 автомобиля ЗИС - 5.

(1942 год – ЗИС-5)

За образцовое выполнение заданий по производству боеприпасов 13 работников Ульяновского автозавода были удостоены правительственных наград. Орден был вручен начальнику цеха № 2 К.И. Протопопову, медаль «За трудовую доблесть» – В.Ф. Лукину, медали «За трудовое отличие» – И.О. Алябьеву, А.И. Мухиной и т. д.

(Лукин В.Ф. зам директора парторг ЦК ВКП (б) на строительстве ТЭЦ (1941-1987))

Между тем коллектив набирал производственные темпы: к примеру, перевыполнил производственную программу февраля 1943 г. и завоевал второе место во Всесоюзном соревновании за переходящее Красное Знамя ГКО.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 06.06.1945 года около пятисот заводчан были награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».

За годы войны завод выпустил автомашин ЗИС-5 – 7260, двигателей Л-312 – 19985 шт., запчастей к автомашинам и двигателям на 12326 тысяч рублей.

Солдаты трудового фронта. Т. 2 - Ульяновск:
Областная типография "Печатный двор",
2008. - С.127-149

Яндекс.Метрика