Версия для слабовидящих

Моторный Завод

В годы войны история Ульяновского моторного завода тесно связана с автозаводом им. Сталина – «УльЗИС».

Летом 1941 года  Государственный Комитет Обороны принял решение об эвакуации части цехов Московского автомобильного завода им. Сталина в г. Ульяновск.

В конце октября – начале ноября на станцию Киндяковка начали прибывать эшелоны с оборудованием и основными кадрами из Москвы.

Для коллектива эвакуированного завода главными задачами стали: приспособить местность под производственные и  вспомогательные цеха, оснастить их оборудованием и начать выпуск продукции для фронта. Для выполнения задачи потребовался геройский труд работников и руководства предприятия (директор – П. И. Щварцбург, начальник производства – П. И. Смирнов, заместитель директора – Е.А. Дудунков).

(П. И. Смирнов – начальник производства, впоследствии директор УЗМД)

К январю 1942 года был готов план размещения цехов и внутризаводского оборудования. Остро встал вопрос о возобновлении выпуска боеприпасов, который ранее производил московский ЗИС. В феврале 1942 года специализированный цех выпускал первые бронебойные снаряды.

(Бронебойные снаряды)

Рядом с опытными работниками предприятия трудилась местная молодежь, женщины, подростки. Все вместе они фактически выполняли двойную норму.

 (Молодые сотрудники завода: Анастасия Махова, 15-летний А. Пыхтенков)

В марте 1942 года заработал инструментальный цех. Из Москвы прибыла большая партия инструментов, что позволило в дальнейшем выполнить особое задание, полученное в августе этого года, не сокращая выпуска продукции, в месячный срок организовать производство стационарных малолитражных двигателей Л 3/2 для нужд фронта. Выполнение задачи осложнялось отсутствием чертежей данного агрегата. Начальником нового механосборочного цеха был назначен К. И. Протопопов, который наладил с нуля выпуск стационарных малолитражных двигателей Л 3/2 с водяным охлаждением мощностью 3 л. с. в октябре 1942 года.  До конца года было направлено на фронт 1064 двигателя.  

(Двигатель Л 3/2 с водяным охлаждением мощностью 3 л. с.)

6 сентября 1944 г.  из состава Ульяновского автозавода им. Сталина  было образовано самостоятельное предприятие «Ульяновский завод малолитражных двигателей».

(Приказ наркома среднего машиностроения № 412)

За время войны было собрано свыше 25 тыс. двигателей Л-3/2

Несмотря на трудности в последние годы войны, завод не снижал темпы производства. Коллектив предприятия стабильно занимал 3-е место в соревновании предприятий Народного Комиссариата среднего машиностроения и получал переходящее Красное знамя Обкома ВКП (б) и Облисполкома.

Солдаты трудового фронта. Т. 2 - Ульяновск:
Областная типография "Печатный двор",
2008. - С. 207-228

Яндекс.Метрика